Сон Раскольникова — юнгианский взгляд
Когда-то в школе мне очень понравился наш самый мрачный писатель Достоевский, и я помню многочисленные сочинения, которые мы писали по его роману «Преступление и наказание». Поскольку это произведение знакомо всем, я решила взять его для пробного анализа снов Раскольникова с опорой на юнгианский аналитический метод. Я не претендую здесь на всесторонний анализ, но поделюсь с вами некоторыми своими соображениями и толкованиями, чтобы помочь вам составить представление о методе. Итак, давайте представим, что Родион Раскольников, студент юридического факультета пришел на сеанс к аналитику и рассказывает свои сны и видения…
Его первый сон известен как сон о лошади, которую избивает пьяная гулящая толпа, а наш герой, еще в возрасте семи лет, с жалостью наблюдает за этой жестокой картиной, но ничего не может сделать и в конце концов кидается к умирающей лошади (текст полностью не привожу, т. к. он длинный — можете освежить память здесь: https://ilibrary.ru/text/69/p.5/index.html ).

Начнем с места и времени действия. Это место недалеко от кладбища и церкви, куда действительно ходил наш герой в детстве вместе с родителями и где расположены могилы его бабушки и младшего брата, умершего в возрасте 6 месяцев и которого он никогда не знал. В сновидении ему 7 лет. Эта сцена указывает мне, как психологу, на то, что часть либидо (психической энергии) сновидца осталась прикована к прошлому. Что-то важное произошло с ним в возрасте 7 лет, возможно какая-то неразрешенная эмоциональная травма, из тех, которым свойственно потом многократно повторяться в жизни, хоть и в иных декорациях. Сновидец вспоминает, что он ходил с родителями на кладбище, где были похоронены два близких человека. Раз это возникает во сне, значит, это важный момент, можно сделать предположение, что родители не вполне оправились от горя по матери одного из них и своему маленькому сыну. Когда горе не проживается полностью, оно становится таким «застывшим» горем, нередко возникает своего рода «культ» умершего с особым благоговейным отношением к ушедшему и его идеализацией. Такое горе бессознательно передается следующему поколению, что может выражаться в депрессии, изоляции от социальных контактов, даже как будто трауре при том, что сам человек не понимает, что или кого он потерял, и никак не может жить радостно и в полную силу. Кажется, это вполне применимо к Раскольникову уже с первых страниц романа — он не радуется жизни, но очень серьезен, циничен, избегает общения и т. п. Факт потери младшего брата, а также предполагая в его семье застывшее горе и чрезмерное почитание умерших, которое чревато чувством вины у тех, кто выжил, наводит меня на мысль: а не приходится ли ему жить еще и «за того парня», вместо себя? Это правдоподобно, но оставим это как гипотезу.

Кабак и пьяные люди во сне, с одной стороны, могут отражать жизненные реалии Раскольникова (мы нередко застаем его в кабаке на страницах романа), а также наличие некоей части его души, которая стремится к алкоголю и забытью… Нередко эмоциональные травмы, непережитые ребенком ввиду ограниченности его психических способностей и отсутствия должной поддержки окружения, становится такими невыносимыми, что человек начинает искать спасение от них (и забытье) в стакане. Если смотреть с более символической стороны, то алкоголь, «спирт» Юнг связывал со «спиритом» (spirit) – духом, только понимаемым неправильно, извращенно. Если духовная жажда, свойственная каждому человеку, не удовлетворяется, например, в русле религии или для кого-то творчества, то человек довольствуется суррогатом в виде выпивки (нельзя не отметить сходство состояния опьянения на первых фазах с ощущением счастья и гармонии с миром, только полученного обманным путем). Не зря лечение зависимости сегодня нередко привязывается к нахождению человеком духовности в приемлемой для него форме (кстати, эта мысль Юнга была использована авторами 12-шаговой программы).
Итак, из персонажей сна присутствуют, во-первых, сам Раскольников в возрасте 7 лет (это его сновидческое Эго) и его отец. Кстати, возраст во сне может указывать еще и на слабость его Эго — он кажется слишком слабым и маленьким, чтобы противостоять зверскому веселью толпы. К сожалению, образ его отца во сне также оказывается слабым и не может ни спасти лошадь, ни спасти сына от лицезрения преступления и лишь уносит его в конце действия, оставив с душевной раной от случившегося и неспособностью противостоять несправедливой реальности. К сожалению, маленький персонаж не может опереться на своего отца — и во взрослом возрасте он не может опереться на отцовский комплекс внутри себя.

Во-вторых, во сне представлены фигуры лошади и толпы, которые скорее относятся к фигурам коллективным, архетипическим — сновидец не взял их из своей реальной жизни. Среди них можно выделить некоего Миколу, владельца телеги и слабенькой саврасой клячи, который до того вошел в раж, что прибил свою же лошадь, то есть, нанес ущерб самому себе. Отметим, что это фигура убийцы внутри психики Раскольникова, которая уже во сне оказывается сильнее, чем его «Я». Микола орудует неким железным ломом, добивая свою клячу, что символически означает интеллектуальное познание, которое и производит операцию разрубания на части, отделения одного от другого, дифференциации. Далее Раскольников сам использует топор — аналогичный лому инструмент, а также вспомним его многочисленные интеллектуальные размышления: о «твари дрожащей», о Наполеоне и предназначении, о бессмысленности - с рациональной точки зрения! - существования старухи-процентщицы. Кажется, что этим размышлениям, изнутри которых вроде не видно логического изъяна, все же чего-то недостает, чего-то жизненно важного и жизнеутверждающего, что и приводит Раскольникова к его фатальной ошибке. Можно сказать, что убийство процентщицы - это момент, когда комплекс Миколы-убийцы в его психике взял верх над слабым не по возрасту Эго.

Единственная женщина, которая, среди прочих мужчин, взбирается на повозку и щелкает орешки — образ очень отталкивающий, даже пугающий. Его можно понять как негативный аспект материнского комплекса, воплощение «пожирающей» матери, которая одновременно становится безмолвной соучастницей жестокости. А щелканье орешков может олицетворять не только поедание плодов (т. е. самой жизни!), но и интеллектуальное "щелканье", полностью вытесняющее в его психике функцию чувства, Эроса как эмоциональных связей.

Далее, я хочу остановиться еще на двух образах — собственно клячи и повозки. Во-первых, сама лошадь чаще всего олицетворяет во сне жизненные силы сновидца. Юнг опирался на этот образ для дифференциации диагноза пациента, определив по смерти лошади наличие тяжелого телесного заболевания. Однако мы знаем, что сам Раскольников не умирает, но все же он убивает нечто не только во внешней реальности, но и в себе. Возможно, смерть лошади предвещает его собственную условную смерть — а именно, те годы, которые предстоит провести на каторге, в физически тяжелых условиях, где жизни очень мало?… Лошадь также может олицетворять образ, относящийся к материнскому комплексу, только к его положительному аспекту. И мы видим, что этот аспект комплекса очень слаб, с одной стороны, а с другой — к нему очень привязано Эго сновидца, неспособного ее спасти, но как будто бы готового умереть вместе с ней.

Образ тележки-повозки стоит к тому близко. Символически, это та повозка, которая, как в седьмом аркане Таро, могла бы провести Раскольникова вперед в социальную жизнь и внешние достижения, которые нормативно требуются от молодого человека его возраста. Но мы видим, что повозка никуда не поедет, что она была буквально атакована архетипическими фигурами, везти которых просто нет психических сил и возможности. Это предвещает его остановку на жизненном пути, его скорую каторгу и душевные мытарства — что и можно назвать символической смертью.

Но есть в этом его сне и положительный образ, присутствующий пока что как полунамек — это образ церкви: «Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке….Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой". Этот образ появляется в самом начале сна и в общем-то на его периферии. И все же это символ Самости и духовности. Это потенциальное разрешение тяжелого внутреннего конфликта Раскольникова — и действительно, в конце романа после все испытаний и потерь он приходит к истинной вере и духовности.




Made on
Tilda