Почему я не рекомендую позитивное мышление
Мысли позитивно! Пожалуй, один из наиболее известных призывов в нынешней популярной психологии. Книги по самопомощи, советы профессионалов либо тех, кто в собственной жизни справился с большими трудностями и сейчас живет припеваючи (не засчет ли советов по позитивному мышлению?)), а также целое направление в области краткосрочной психологической помощи – все это нацелено на то, чтобы заставить нас поверить в чудодейственную эффективность мышления «правильным образом». А именно (я упрощаю): все, что происходит с вами, — это прекрасно, так что радуйтесь!

Вообще-то, позитивное мышление – не такое уж и новое изобретение. Один из его корней можно откопать примерно в 19 веке, когда стала весьма распространена т.н. религия душевного здоровья. Это течение видело цель человеческой жизни в счастье, и предлагало принять наш мир как, в сущности, правильный и хороший, прекратить жаловаться на жизнь, перестать критиковать других, а лучше начать им помогать, и т.п. Современная поп-психология предлагает нечто очень похожее. И, кстати, все это порой в конце упирается в предложение поверить в бога …. Но это совсем другой разговор.

Здесь же я хочу поделиться с вами лишь соображениями о том, почему позитивное мышление – не спасательный круг, уж точно не для всех, а если и спасательный круг, то с проделанной в нем дырой, о которой можно ничего не подозревать.

Начнем с пришедшей мне на ум метафоры спасательного круга. Действительно, позитивная психология в ее популярном понимании предлагает спасение от всех проблем, обретение абсолютного (не меньше!) здоровья, успеха в любых делах и бесконечного счастья в личной жизни. Стоит освоить навыки избегания дурных мыслей и вместо них думать исключительно добрые и хорошие мысли и чувствовать такие же чувства (это намеренно-то), как преобразится вся ваша жизнь. Еще бы! Ведь теперь вы не сможете жить в потоке, стихийно, искренне реагировать – вам придется сначала все взвесить на весах позитивного подхода, и лишнее, естественно, сбросить с этих весов. Куда вы это положите внутри себя – отдельный вопрос.

У меня как у психолога в этом месте возникает ряд возражений. Хотя, справедливости ради, отмечу, что действительно есть такой тип человеческих характеров, синтонных по природе, которые и сами по себе естественным образом радуются каждому дню, легко смотрят на неизбежные превратности судьбы, любят жить с удовольствием и обычно весьма обаятельны в общении. Для них такой подход к жизни естественен, они с благодарностью принимают логику позитивной психологии, потому что она отвечает их природе и всему их психологическому складу. И если у них бывают неурядицы, и они обратятся к подобного рода советам, то действительно потом могут стать не только примерами их действенности, но и апологетами этого подхода. Если же у вас иной характер, то придется себя изрядно поломать, чтобы соответствовать требованиям этой психологии. Также иногда позитивное мышление может оказаться эффективным для достаточно здоровых и хорошо адаптированных в жизни людей, имеющих незначительные и временные трудности. Но в таком случае они вряд ли надолго застрянут в рядах «позитивистов» и будут, помимо вышеупомянутого, использовать разнообразные средства, чтобы разрешить свои трудности. Так что сложно будет сказать, что же в итоге им помогло.

Мое первое возражение касается того, что, согласно позитивному мышлению, нужно контролировать свои мысли, а иногда и чувства. Как недавно рассказывал мне один клиент, обратившийся, в частности, к такому подходу, но также усомнившийся в нем, он должен был буквально не давать проникнуть в сознание неправильной, негативной мысли и вместо нее подумать мысль правильную. Но общеизвестно, что гиперконтроль ведет к излишнему напряжению, изматывает, вообще затрудняет жизнь. В ряде случаев это может привести буквально к развитию невроза. Например, это может вылиться в невроз навязчивых мыслей – вы стараетесь думать хорошее, а плохое как специально навязчиво вертится в голове, и никак от этого не отвлечься. Кстати, феномен навязчивостей типичен, скажем, для монахов, решивших воздерживаться от плотских удовольствий – известно, что «дьявол» в их голове будет их частенько соблазнять и посылать им плохие мысли.

Во-вторых, в научной психологии до сих пор ведутся дискуссии на тему, что первично – мысли или эмоциональные реакции. Как ни странно, это учитывается и в позитивном мышлении (возможно, не во всех его вариациях). Последователям советуют создавать внутри себя хорошее, приподнятое настроение и на все стараться реагировать позитивно… Это мне представляется неправомерным, как минимум, с двух сторон.

Во-первых, в жизни действительно бывают «плохие», негативные, неприятные и т.п. события, этого нельзя вычеркнуть. Болезни, теракты, расставания, увольнения – все и не пересчитать! Игнорировать их как таковые — все равно, что жить в иллюзии, что есть только день и нет ночи, есть только мир и нет войн, есть богатство, но нет бедности и т.п. Наша жизнь буквально соткана из противоположностей, это неотъемлемая ее часть.

Each page is counted, but no folio or page number is expressed, or printed, on either display pages or blank pages.
Да, порой, все эти события могут привести нас в результате к новому положительному опыту – обретению некоей мудрости, умению быть в одиночестве, прощению и много чему еще. Но это позитивное, с позволения сказать, зерно еще скрыто, еще пребывает в зародыше. И чтобы из этого зерна выросли настоящие плоды, оно должно сначала само вырасти! Нужно ждать, поливать, следить за ним, и только потом оно вырастет, и тогда только можно будет вкушать эти плоды. Обретение нового психологического опыта невозможно без полного проживания отрицательных моментов, без погружения в них и их полного переваривания.

А, во-вторых, если вы будете подавлять свои реальные эмоции, свою депрессию, печаль, отчаяние или гнев – вы не сможете по-настоящему переварить ваш опыт, не сможете сдвинуться в итоге с места, застрянете в своей психологической ситуации. К тому же, непрожитые эмоции — если их конечно удастся подавить, к счастью, не все к этому способны — будут жить в вашем бессознательном, факт существования которого нельзя игнорировать. А оттуда они будут напоминать вам о себе в виде различных уже невротических симптомов – бессонницы, головной боли, нарушений пищеварения, неожиданных срывов и прочих не совсем позитивных вещей. Так что контроль эмоций, также как и мыслей, чреват неврозом, что конечно, только усугубит ваше положение, в котором вы изначально обратились к позитивному мышлению.

В-третьих, хочу отметить научно доказанный эффект демотивации, возникающий, когда вы представляете себе, что уже достигли желаемых вами целей. Это, кстати, одна из техник управления эмоциональным состоянием, часто рекомендуемая в позитивной психологии…

Наконец, хочу обратить ваше внимание на то, что в нашем бессознательном заключена огромная сила – которая может как помогать, так и разрушать. С точки зрения аналитической психологии, основателем которой был К.Г. Юнг, наше бессознательное содержит установки, противоположные установкам в нашем сознании. Стало быть, если сознание мыслит позитивно, то все негативное втайне копится в бессознательном. Здесь я даже подозреваю реальную опасность, потому как вещи, которые мы не осознаем в себе, возвращаются к нам (пытаются достучаться до нас) как вещи и события внешнего мира. Во внешнем мире, т.е. в нашей реальной жизни мы сталкиваемся с теми событиями, к которым нас уготовило наше собственное бессознательное. Один из известных тому примеров – когда подавляемые аутоагрессивные тенденции, вызванные, например, непрожитой депрессией, реализуются вовне как автомобильные катастрофы (которые в некоторых случаях эксперты-суицидологи расценивают как автоциды – самоубийства путем неумышленного сознательно, но бессознательно мотивированного, попадания в аварию).



Другой пример влияния бессознательного на нашу жизнь представлен уже не в психоанализе, а в коллективных представлениях о судьбе, заключенных в частности, в русском фольклоре. Так, в «Повести о Горе-злосчастии» герой (что примечательно, по имени Удача) сам накликал себе неудачную судьбу тем, что слишком хорошо о себе думал:

Сам себя он молодец выхваливал:

Не бывать Удаче – доброму молодцу

Ни в горюшке, ни в кручинушке,

Ни в нужде мне не быть, не в печалюшке.

Со того слова молодецкого

Накасалося, навязалося,

К нему горюшко, горе горькое.

Конечно, в конце были приведены крайние варианты последствий крайнего же варианта позитивного мышления. К счастью, такая степень самообладания немногим доступна – все-таки у психики срабатывают защитные механизмы.

В завершение хочу отметить, что в более научном (и действенном) варианте позитивной психологии, в отличии от ее популярного профанного аналога, есть очень здравые постулаты, которые могут использоваться, на мой взгляд, в любом теоретическом психологическом подходе.

Made on
Tilda