Анатомия меланхолии
"Анатомия меланхолии" - произведение Роберта Бертона, впервые опубликованное им в 1621 году. Р. Бертон - английский ученый, теолог, рассматривает меланхолию, тщательно анализируя это явление с различных аспектов (медицинского, философского, религиозного и т.д.).
В те времена меланхолия была очень распространена, возможно, как и депрессия сегодня - психическое заболевание, которое является одним из наиболее распространенных недугов в цивилизованных странах. К тому же, страдать меланхолией было, что называется, модно - ибо с легкой руки самого Аристотеля считалось, что это недуг гениев и творческих личностей. Поэтому, многие просто делали позу - рисовали себе портреты с задумчивым выражением лица, одевались во все черное и т.п.
Р. Бертон придерживается господствовавшей тогда в медицине гуморальной концепции, основоположниками которой были еще Гален и Гиппократ. Согласно этой концепции, меланхолия - это следствие преобладания в организме меланхолии (=черной желчи), либо испорченности других жидкостей (так, испорченная кровь (сангвиник) приведет к истерической веселости, а испорченная желчь (холерический темперамент) - к повышенной раздражительности и озлобленности, которые суть та же меланхолия).
Он рассматривает разные виды меланхолии, в т.ч. у женщин, вдов, отдельно выделяет любовную и религиозную меланхолию. К любовной меланхолии приводит, по мнению автора, состояние влюбленности, которое у некоторых вызывает расстройства сна, потерю аппетита, перепады настроения... Сексуальная жизнь также может являться причиной этого недуга - как ее отсутствие (и тогда секс выступает как лекарство), так и чрезмерность (тогда можно было прописать относительное воздержание).
Религиозная меланхолия, которая очевидно должна была быть лучше знакома Бертону как священнику, соблюдавшему целибат (безбрачие), была весьма актуальным явлением - в том числе в связи с религиозным кризисом в Европе в те времена. Как раз тогда сосуществовали в постоянном споре друг с другом католики и протестанты, в т.ч. кальвинисты и представители англиканской церкви (к которой относился и сам Бертон). Протестантская доктрина о предопределении, которая должна была внушать верующим надежду, т.к. их спасение считалось предуготованным еще до рождения, во многих наоборот вселяла отчаяние. Еще бы - никто же не знает наверняка, предопределен он к спасению или нет, а сделать с этим сам человек, согласно этой доктрине ничего не может. В современных терминах это порождало состояние т.н. выученной беспомощности - убеждения о том, что любые твои действия неэффективны и не приведут к результату, что, естественно, вызывает только отчаяние и апатию...
Дюрер "Меланхолия"
Р. Бертон не раз возвращался к своему произведению, в течение жизниредактируя и дополняя его. По всей видимости, само написание книги о том, как вылечить меланхолию, служило для него средством излечиться самому. И чтение книги тоже обладало, по его мнению, целебным эффектом. Мне показалось забавным, что Р. Бертон говорил о том, что не имеет смысла попросить меланхоличного человека просто перестать печалиться - ибо это также бесполезно, как попросить раненого или страдающего лихорадкой перестать чувствовать боль (очень напоминает современные советы от людей, незнакомых с этим недугом). Прочие же средства, разбираемые Бертоном, соответствуют уровню развития тогдашней медицины. Это чаще всего могли быть действия, предписываемые с целью привести гуморы (жидкости) организма вновь к состоянию баланса. Для этого могло потребоваться изменить образ жизни, переехать в деревню на свежий воздух, поменять диету, слушать хорошую музыку и читать хорошую литературу, общаться с веселыми людьми и пр. Все эти предписания, что немаловажно, были очень индивидуальны и прописывались после тщательного разбора жизни страждущего. Стоит отметить, что подобные рекомендации остаются распространены и сегодня, хотя и имеют скорее вспомогательный характер.
12 октября/ 2018

Made on
Tilda