Симона де Бовуар - пример женской индивидуации

Только в ХХ веке женщины перестали быть «просто» матерями и женами и стали реализовываться в профессии не меньше (а иногда и больше, успешнее), чем мужчины. Однако до сих пор в социуме живы стереотипы о закрепленных в веках женских ролях, и каждой отдельной женщине приходится открывать свой индивидуальный путь, порой преодолевая значительное сопротивление. Поэтому сегодня активно разрабатывается тематика женской индивидуации, психологи и аналитики ищут особенности и отличия женского пути, хорошо понимая, что он не может быть калькой с мужского.

На мой взгляд, интересный пример женской индивидуации представляет биография Симоны де Бовуар (1908-1986 гг.) - французской писательницы и мыслителя, одной из идейных вдохновительниц феминистского движения.
Она постепенно выстраивала свой собственный путь - не пошла в монахини, как того хотела ее семья, отучилась в Сорбонне и стала писательницей. Хотя она так и не вступила в брак и не стала матерью, тем не менее, нельзя сказать, что она не состоялась как личность и как женщина. У нее были длительные отношения с другим известным французским мыслителем - Жан-Полем Сартром. И хотя свобода в их отношениях соответствовала мировоззрению обоих, вероятно, писательница все же ревновала Сартра и внутренне страдала из-за его измен, о чем можно заключить по некоторым ее художественным произведениям. Симона де Бовуар поддерживала женщин и их права, она инициировала движение за отмену во Франции уголовного наказания за аборты (которое просуществовало вплоть до 1975 г.). Она выступала на стороне более слабых, и не только женщин – возмущаясь расизмом в штатах, а также положением пожилых людей в Европе, отмечая, что зачастую между старостью и бедностью можно поставить знак равенства…
В своей книге "Второй пол", в свое время запрещенной Ватиканом, де Бовуар рассуждает о жизни и роли женщины в обществе. Она обращает внимание читателей на то, что в социуме женщина определяется не сама по себе, а через мужчину – как сестра, мать, жена, дочь и т.п. – и впрямь как второй пол, относительно первого - мужского. Но исключительно в этом ли состоит суть того, что значит быть женщиной? Писательница так не думает и далее развенчивает мифы о преимущественно инстинктивной, биологически запрограммированной природе женщин. Одна из основных идей книги состоит в том, что биология и социум не определяют сущность женщины целиком; что женщиной не рождаются, а становятся в результате психологического развития – собственных действий и решений.

Идеи де Бовуар и сегодня звучат резонансно и находят своих сторонников среди женщин разных возрастов и национальностей…



Made on
Tilda