Женская индивидуация

Индивидуация в понимании К. Г. Юнга – это путь развития личности, все большего становления самим собой, раскрытия своего внутреннего потенциала. Индивидуация придает смысл происходящему с нами, помогает справиться со сложными временами, задавая вектор в будущее…

Однако мужской путь развития и женский путь не могут не отличаться. Наличие одинаковых гражданских прав и социальных возможностей не делает нас одинаковыми во всем остальном -мужская и женская психика все равно будут отличаться. И женская индивидуация имеет свои трудности и камни преткновения...

Анри Руссо "Ева и змей"
Женское начало веками подавлялось патриархальной культурой, в которой женщине отводилась подчиненная роль, а единственная доступная карьера была внутри семьи. В своей основе наше общество остается и по сей день патриархальным, даже если на словах мы стремимся быть (казаться?) более эгалитарными и демократичными. Все же патриархальные установки еще живы, и чем меньше человек их осознает и рефлексирует, тем сильнее они проявляются на деле. Помимо того, христианство также подавляло женское начало; Юнг много писал о том, какой раскол был нанесен в нашу психику из-за разделения на добро и зло, дух (как мужское начало) и плоть (женское). Все женское считалось дьявольским и низменным и репрессировалось – вспомнить тот же средневековый молот ведьм. Неудивительно, что в нашей культуре маскулинное все еще рассматривается как ведущее, а значит, еще остаются представления о женской роли как скорее подчиненной и внутрисемейной, что определяет и взгляды мужчин на женщин, да и женщин на самих себя.

Сегодня женщине уже сложно довольствоваться лишь ролью матери и жены и приходится примерять на себя ранее типично мужские профессиональные роли. Но и оставаться только в профессиональном качестве ей сложно, потому что социум по-прежнему ожидает от нее исполнения традиционных ролей. И специфика женского пути во многом обусловлена тем, что она уже не может пойти ни по проторенному пути женщины-матери, ни профессионала, и ей приходится прокладывать этот путь самой с самого начала, преодолевая как сопротивление общества, так и свое собственное. Ведь в нас самих с детства заложен определенный родительский сценарий, которому сегодня мы можем уже не хотеть следовать.

Первой задачей на пути личностного развития, как для мужчин, так и для женщин, является сепарация (отделение от матери). Это сложная задача для всех, потому как она заставляет выпасть из гнезда, повзрослеть и перестать рассчитывать на Другого в деле обустройства собственной жизни. Для женщин эта задача осложняется тем, что им нужно отделиться от образа родителя одного с ними пола, так что непонятно, от чего отталкиваться при построении собственной идентичности. И поэтому обычно отталкиваются от противного.

В сознании начинает превалировать, как пишет М. Мердок в книге «Путь героини», негативный полюс архетипа матери. Если положительный полюс – Великая Мать – которая кормит, взращивает, дает ресурсы и пр., то негативный полюс – Ужасная Мать – напротив, пугает, ибо стремится подавить, поглотить, либо каким-то еще образом разрушить. Этот внутренний образ проецируется на других людей, в первую очередь, на собственную мать (которая в действительности не обладает всеми этими характеристиками, они ей лишь неосознанно приписываются), от которой начинают отдаляться. Иногда чтобы отделиться нужно отдалиться физически как можно дальше – переехать, иногда в другие города и страны… От позитивного образа матери сепарироваться сложнее, ибо он сопряжен с таким образом Рая, где все есть, и пребывать в котором очень комфортно, и поэтому начать двигаться к самостоятельности очень тяжело (что и формирует инфантильность).
Отделяясь от матери, женщина начинает строить свою идентичность, во многом боясь стать, такой же, как она. Если мать воспринимается как неуспешная, подчиненная мужу, несостоявшаяся в других областях, то дочь будет стремится во всех аспектах не быть как она. Однако она может все же столкнуться с внутренним конфликтом и чувством вины, если будет успешнее матери. Этот конфликт конечно будет мешать ее собственному развитию и постоянно тормозить ее. К тому же, дочь может отринуть вместе с тем и все прочие женские качества, воспринимая их как исключительно негативные (вроде эмоциональности, «истеричности», зависимости от других и пр.). Но в результате она потеряет и позитивное измерение женского – то, что связано с удовольствием от жизни, способностью проживать момент здесь и сейчас, интуицией, мудростью женского тела. Ибо женское тело очень часто не принимается, из нежелания быть похожей на мать, а также из-за реакций на взрослеющую дочь – как со стороны матери, так и со стороны отца. Тогда могут появится проблемы, связанные с нарушением пищевого поведения, нарушениями в сексуальной сфере и пр. Женщина оказывается отчужденной от своей телесности, а значит – и от своей истинной природы и Самости.

И тогда, начав с полного отрицания материнского как женского вообще и как следствие идентификации с мужским, женщина может в какой-то момент начать осознавать, что нечто важное осталось подавлено и не реализовано. И тогда уже начать восстанавливать связь с собственной фемининностью, формируя свой собственный – женский - путь.


Made on
Tilda