«Посторонний» Альбера Камю, на мой взгляд, описывает личность, которая фактически не имеет души (или психики). И, как пишут современные психоаналитики, это становится самой распространенной болезнью нашего времени.
Если вчитаться в текст - можно увидеть сплошные описания действий, но очень мало чувств и собственно переживаний героя. Вместо чувств встречаются описания действий, банальные мысли и ощущения, казалось бы, посторонние к тому, что происходит с главным персонажем (смерть матери, участие в афере и, наконец, убийство).
Отсутствие чувств влечёт за собой индифферентность героя к тому, что с ним происходит. Равнодушен он к смерти матери и пьёт кофе у ее гроба; к своей возлюбленной, у которой замечает платья, но не ее саму, и на ее вопрос о любви к ней честно говорит «я не знаю», и к судебному процессу над собой, за которым он словно наблюдает со стороны, почти не вовлечённо. Тщетно и обращение к нему священника - он не понимает обращений к его внутреннему миру. Лишь угроза гильотины заставляет его наконец безумно надеется - и, возможно, это его последний шанс, что называется, обрести душу (увы, слишком поздно).
Почему я думаю, что это интересный сегодня текст - не просто ввиду того, что многие не имеют или потеряли всякую связь со своими чувствами и смыслом, но главное - потому, что потеря эта крайне губительна для человека (и как верно это продемонстрировал Камю - и для окружающих его). Для внутренней жизни человека свойственно не просто реагировать и плыть по течению, но пытаться найти смысл для отдельных событий и своей жизни в целом. В этой связи вспоминаются рассуждения А.Грина, который заедается вопросом о природе зла и приходит к выводу, что зло как таковое не имеет смысла, даже более того - имеет смысл лишь в разрушении смысла добра. Так, в одном фашистском концлагере говорилось: здесь не задают вопроса «почему»… Не задавал этот вопрос себе и Посторонний, совершая убийство; и единственное (совершенно нелепое) оправдание, которое он произнёс перед судом, состояло в том, что он убил «из-за жары»…
Именно в этом отсутствии и индифферентности и заключается настоящая деструктивность и жестокость , тогда как злость и любые «негативные» сильные чувства все ещё содержат в себе влечение к жизни и служат связи с объектом. Хорошо известно, что ненависть способна связывать даже больше, чем любовь! Деструктивность же только разрушает все связи. Можно сказать, что другой не видится как личность, как человек и вообще некто равный - для того, кто осуществляет деструктивность. Сам акт деструктивности нацелен на то, чтобы обесценить (фекализировать), дегуманизировать, уничтожить другого в качестве одушевлённого субъекта…
При этом сам человек, осуществляющий такую жестокость, пренебрегает Законом (в общечеловеческом смысле этого слова) и стремиться стать тем, кто будет его вершить - в сущности, претендуя на Божественную власть.
И мне приходит в голову, что самая важная внутренняя работа сегодня - это попытка (не всегда осуществимая конечно) «мыслить под огнём», как говорил английский психоаналитик Уильфред Бион, стараясь не уходить от своих чувств и, значит, самих себя… с надеждой, что это сохранит нашу человечность.