PHOTOGRAPHY MADE EASY
Человек без души
Взгляд на "Постороннего" Альбера Камю с точки зрения современного психоанализа
«Посторонний» Альбера Камю, на мой взгляд, описывает личность, которая фактически не имеет души (или психики). И, как пишут современные психоаналитики, это становится самой распространенной болезнью нашего времени.

Если вчитаться в текст - можно увидеть сплошные описания действий, но очень мало чувств и собственно переживаний героя. Вместо чувств встречаются описания действий, банальные мысли и ощущения, казалось бы, посторонние к тому, что происходит с главным персонажем (смерть матери, участие в афере и, наконец, убийство).

Отсутствие чувств влечёт за собой индифферентность героя к тому, что с ним происходит. Равнодушен он к смерти матери и пьёт кофе у ее гроба; к своей возлюбленной, у которой замечает платья, но не ее саму, и на ее вопрос о любви к ней честно говорит «я не знаю», и к судебному процессу над собой, за которым он словно наблюдает со стороны, почти не вовлечённо. Тщетно и обращение к нему священника - он не понимает обращений к его внутреннему миру. Лишь угроза гильотины заставляет его наконец безумно надеется - и, возможно, это его последний шанс, что называется, обрести душу (увы, слишком поздно).



Почему я думаю, что это интересный сегодня текст - не просто ввиду того, что многие не имеют или потеряли всякую связь со своими чувствами и смыслом, но главное - потому, что потеря эта крайне губительна для человека (и как верно это продемонстрировал Камю - и для окружающих его). Для внутренней жизни человека свойственно не просто реагировать и плыть по течению, но пытаться найти смысл для отдельных событий и своей жизни в целом. В этой связи вспоминаются рассуждения А.Грина, который заедается вопросом о природе зла и приходит к выводу, что зло как таковое не имеет смысла, даже более того - имеет смысл лишь в разрушении смысла добра. Так, в одном фашистском концлагере говорилось: здесь не задают вопроса «почему»… Не задавал этот вопрос себе и Посторонний, совершая убийство; и единственное (совершенно нелепое) оправдание, которое он произнёс перед судом, состояло в том, что он убил «из-за жары»…


Именно в этом отсутствии и индифферентности и заключается настоящая деструктивность и жестокость , тогда как злость и любые «негативные» сильные чувства все ещё содержат в себе влечение к жизни и служат связи с объектом. Хорошо известно, что ненависть способна связывать даже больше, чем любовь! Деструктивность же только разрушает все связи. Можно сказать, что другой не видится как личность, как человек и вообще некто равный - для того, кто осуществляет деструктивность. Сам акт деструктивности нацелен на то, чтобы обесценить (фекализировать), дегуманизировать, уничтожить другого в качестве одушевлённого субъекта…

При этом сам человек, осуществляющий такую жестокость, пренебрегает Законом (в общечеловеческом смысле этого слова) и стремиться стать тем, кто будет его вершить - в сущности, претендуя на Божественную власть.


И мне приходит в голову, что самая важная внутренняя работа сегодня - это попытка (не всегда осуществимая конечно) «мыслить под огнём», как говорил английский психоаналитик Уильфред Бион, стараясь не уходить от своих чувств и, значит, самих себя… с надеждой, что это сохранит нашу человечность.


Made on
Tilda